Наггетсы из оленины, компот из морошки, бульон с сухариками: как кормят детей в разных регионах России?

23 января в комитете Госдумы по просвещению прошел круглый стол на тему: «Школьная столовая: качество, безопасность, родительский контроль». В обсуждении приняли участие представители Госдумы, Совета Федерации, профильных ведомств, руководители региональных органов управления образованием и производители школьного питания.

Родительский контроль

Начальник Управления санитарного благополучия населения Роспотребнадзора Ирина Шевкун отметила, что благодаря родительскому контролю за последние два года количество жалоб родителей и детей на качество предоставляемого питания сократилось почти в 5 раз. Родители дают ценные предложения по корректировке меню, исходя из вкусовых предпочтений своих детей, заменяя, например, творожные запеканки на другие блюда из творога, аналогичные по пищевой ценности. То же самое с молочными кашами, которые современные дети просто не употребляют в пищу – во многом из-за того, что в семье отсутствует такая традиция. Одни специалисты предлагают отказаться от таких блюд в школьных меню, настаивая на том, что у нынешнего поколения совсем другие вкусы и нельзя им навязывать свои, другие видят выход в просветительской работе среди детей и родителей.

«Если в семье ребенка не приучают к правильной пище, он ни в школе, ни в детском саду ее, как правило, не ест. Очень трудно переключить ребенка с, условно говоря, гамбургеров и чипсов на кашу или суп с лапшой – особенно если он еще и не сильно соленый, как того требует СанПиН», – считает первый зампред Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Татьяна Буцкая.

Еще в августе прошлого года в ходе Всероссийского родительского форума по вопросам школьного питания, который прошел в Саранске (Республика Мордовия), она выступила с идеей организации общественного движения «Здоровое питание семьи». В его рамках планируется проводить специальные форумы, мастер-классы, кружки и секции, на которых будут рассказывать не только о здоровой, но и о традиционной, национальной пище, о семейных традициях и совместных ужинах.

 

 

Разнообразие и выбор

Всех участников круглого стола заинтересовал опыт Москвы, где разработали гибкие вариативные меню с учетом самых разных вкусов и потребностей учащихся, а их в Москве около полутора миллионов. Об этом рассказала заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы Анна Шахова.

В меню включены 11 первых блюд, девять видов основных блюд, пять видов гарниров. В числе предлагаемых блюд – наггетсы, фриттаты, фишболы, митболы, круассаны, маффины, то есть та пища, которую дети любят и часто употребляют. Все это положительно повлияло на индекс съедаемости и резко снизило количество пищевых отходов. Кроме того, в новом меню был увеличен объём биологически ценных продуктов – таких как мясо, красная рыба, птица, яйца, творог, молочные продукты и фрукты. И, самое главное, детям была предоставлена возможность выбора. Хлеб и различные соусы стоят на линии раздачи, и ребёнок сам выбирает, поливать ему сырники вареньем или сметаной. То же самое – с овощами, из которых школьник самостоятельно формирует салат, сам солит и поливает растительным маслом, а не получает в готовом виде. Чай не подается сразу с сахаром и лимоном – все эти ингредиенты выставлены по отдельности и выбираются самим учеником. Вместо чая можно выбрать компот или какао.

В московских школьных столовых успешно решили и проблему супов – еще одно нелюбимое блюдо современных детей. На выбор предлагается либо суп дня, либо бульон с сухариками.

Результат не заставил себя долго ждать. «Практически сто процентов детей у нас сейчас употребляют первое блюдо на обед с большим удовольствием», – констатировала Анна Шахова.

 

От Башкортостана до Ямала: наггетсы из оленины, компоты из морошки

По аналогичному пути пошли и в Республике Башкортостан. Заключение долгосрочных контрактов, четкие и прозрачные правила взаимодействия с поставщиками, льготы по коммунальным платежам и по аренде позволили привлечь инвестиции со стороны коммерческих структур и оснастить школьные пищеблоки новым оборудованием.

 

 

Ценным опытом поделились и представители Белгородской области, где реализуется смешанная система финансирования школьного питания. Во всех школах области все учащиеся получают горячие завтраки за счёт бюджетных средств: в 1–4-х классах – за счет федеральных, в 5–11-х – за счет региональных. В завтрак входят молочные каши, мясные, творожные блюда, горячий напиток. Обеды оплачиваются родителями за исключением школьников льготной категории, к которым относятся ученики из многодетных семей, дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды.

Важно, что мероприятия по контролю питания в школах выстроены в режиме открытости. Каждый пищеблок каждый день готов показать, как, чем кормят детей, родителям предоставляется возможность снять пробы, вся информация публикуется на сайте школы с размещением ежедневного меню.

Один из самых интересных и даже в какой-то мере экзотических стандартов школьного питания разработан в Ямало-Ненецком автономном округе. В меню учтены особенности местного климата и национальной кухни, правда в модернизированном варианте: помимо обычных продуктов, в рационе школьников присутствуют наггетсы из оленины и северных разновидностей рыб, компоты из дикоросов (морошки, брусники). Постоянно проходят конкурсы школьных поваров, пропаганда национальных блюд и здорового образа жизни, неотъемлемой частью которого является правильное питание.

Не будем забывать о том, что только 12% выпускников российских школ можно отнести к категории полностью здоровых, причем многие нарушения зачастую связаны с неправильным питанием. Не случайно этой проблеме уделяется особое внимание на самом высоком уровне.

 

По материалам: https://vogazeta.ru/